Программа математического кружка в 5-6 классах «Начальные геометрические сведения».
Пояснительная записка:
Данный кружок предполагает расширить круг геометрических понятий для начала изучения геометрии в 7-ом классе. Основная задача этого курса: закрепить навыки записи условий задач, выделения вопроса задачи, выполнения чертежа и алгоритма решения. Вызвать интерес у детей к изучению геометрии путем изучения истории развития геометрии, геометрии геометрических фигур, алгоритма решения задач и практических работ. Также для повышения интереса проводить занятия: сказка, смотрины, инсценировка, блиц-опрос «Учитель против класса», урок-игра и т.д.
Научить записывать с помощью буквенной и геометрической символики. Расширить знакомство с геометрическими фигурами и их свойствами, как они используются в практической деятельности. Пробудить желание расширить кругозор, и большая часть материала должна быть доступна.
Тематическое планирование.
5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа).
Учебно-тематический план курса
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
1. |
История развития геометрии. |
2 |
2. |
Планиметрия и стереометрия. |
2 |
3. |
Виды углов. |
4 |
4. |
Смежные и вертикальные углы. |
5 |
5. |
Треугольник. |
6 |
6. |
Окружность. |
3 |
7. |
Задачи на построение. |
2 |
8. |
Построение простых композиций из моделей геометрических фигур. |
2 |
9. |
Знакомство с пространственными телами. |
2 |
10. |
Решение содержательно-логических задач. |
6 |
|
ИТОГО |
34 |
Содержание:
1. История развития геометрии. (2 часа)
Основная цель: пробудить желание заниматься изучением геометрии.
Рассмотреть вопросы: эпоха практической геометрии; формирование теоретической геометрии; расцвет геометрии в Греции; ученые, которые занимались изучением геометрии (доклады с иллюстрацией старшеклассников).
2. Планиметрия и стереометрия. (2 часа)
Основная цель: знать школьный курс геометрии.
Дать понятие планиметрии и стереометрии. Рассмотреть примеры геометрических фигур и привить навыки их изображения.
3. Виды углов. (4 часа)
Основная цель: привить навыки решения задач по данной теме.
Дать понятие развернутого, прямого, острого и тупого углов. Привить навыки их изображения и алгоритма решения задач.
4. Смежные и вертикальные углы. (5 часов)
Основная цель: дать алгоритм решения задач по данной теме.
Дать понятие смежных и вертикальных углов, отработка навыков применения их свойств в процессе решения задач и изображения.
5. Треугольник. (6 часов)
Основная цель: расширить знания учащихся о треугольниках.
Дать понятие треугольника, его элементов, равных треугольников и его свойств, виды треугольников. Сформировать неочевидный геометрический факт при проведении практической работы о сумме углов треугольника. Привить навыки изображения и решения задач. Инсценировка стихотворения о треугольнике. Защита сказки и стихотворения о треугольнике.
6. Окружность. (3 часа)
Основная цель: систематизировать сведения об окружности.
Дать понятие окружности, круга, радиуса, диаметра, хорды, дуги, полуокружности и полукруга. Привить навыки изображения и выполнения практических работ по данной теме.
7. Задачи на построение. (2 часа)
Основная цель: построение угла, равного данному; построение биссектрисы угла; построение середины отрезка.
Дать алгоритм решения задач на построения и привить навыки его решения.
8. Построение простых композиций из моделей геометрических фигур. (2 часа)
Основная цель: взаимное расположение и форма геометрических фигур.
Творческая работа.
9. Знакомство с пространственными телами. (2 часа)
Основная цель: конструирование различных объектов и композиций.
Дать понятие шара, куба и цилиндра. Привить навыки изображения. Показать пример конструирования. Творческая работа – смотрины.
10. Решение содержательно-логических задач. (6 часов)
Основная цель: развитие воображения.
Подсчет общего числа изображений одной и той же фигуры. Ориентировка в пространстве. Выявление закономерности. Метод моделирования.
Тематическое планирование.
6 класс (1 час в неделю, всего 34 часа).
Учебно-тематический план курса
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
1. |
Литературная страничка. |
2 |
2. |
Треугольник. |
5 |
3. |
Аксиомы геометрии. |
2 |
4. |
Решение олимпиадных задач. |
4 |
5. |
Многоугольники. |
4 |
6. |
Симметрия. |
3 |
7. |
Движение. |
3 |
8. |
Правильные многоугольники. |
3 |
9. |
Геометрия Евклида. |
2 |
10. |
Решение задач на части. |
6 |
|
ИТОГО |
34 |
Содержание:
1. Литературная страничка. (2 часа)
Основная задача: повышение интереса к изучаемому разделу математики.
Дать понятие уникурсальных фигур и принцип их построения. Познакомиться с геометрией Гулливера, геометрической задачей – стихотворением, премией Дж. Филдса, биографической миниатюрой.
2. Треугольник. (5 часов)
Основная цель: расширить знания учащегося о треугольнике.
Дать понятие биссектрисы, высоты и медианы треугольника. Привить навыки их изображение. Дать понятие равнобедренного треугольника и сформировать его свойства. Дать алгоритм решения задач.
3. Аксиомы геометрии. (2 часа)
Основная цель: исходные положения.
Дать понятие аксиом геометрии. Познакомить с основными аксиомами геометрии. Наглядное их представление.
4. Решение олимпиадных задач. (4 часа)
Основная цель: подготовка к районной олимпиаде.
5. Многоугольники. (4 часа)
Основная цель: привить навыки решения задач на сумму углов выпуклого четырехугольника.
Дать понятие многоугольника и его элементов. Четырехугольник и его виды.
6. Симметрия. (3 часа)
Основная цель: связь данной темы с жизнью.
Дать понятие симметрии. Рассмотреть ее примеры. Применение новых теоретических фактов.
7. Движение. (3 часа)
Основная цель: познакомить учащихся с примерами геометрических преобразований.
Привести примеры движения.
8. Правильные многоугольники. (3 часа)
Основная цель: принцип их построения.
Дать понятие правильного многоугольника. Привить навыки их построения.
9. Геометрия Евклида. (2 часа)
Основная цель: знакомство с историей геометрии.
Лекция и доклады учащихся.
10. Решение задач на части. (6 часов)
Основная цель: определение части заштрихованной фигуры от исходной.
Закрепление навыков решения задач на части.
Литература:
1. Атанасян Л.С. «Геометрия 7-9 классов».
2. Александров А.Д. «Геометрия 8-9 классов».
3. Шейнина О.С. «Занятия школьного кружка».
4. Братусь Т.А. «Кенгуру – 2006».
5. Рабинович Е.М. «Задачи и упражнения на готовых чертежах».
6. Цукарь А.Я. «Дидактические материалы по геометрии с элементами исследования».
7. Альхова З.Н. «Проверочные работы с элементами тестирования».
8. Короткова Л.М. «Тесты. Математика».
9. Волошин И. «Тесты. Геометрия – 7».
Сайт создан в системе
uCoz