Программа математического кружка в 5-6 классах «Начальные геометрические сведения».


Пояснительная записка:

Данный кружок предполагает расширить круг геометрических понятий для начала изучения геометрии в 7-ом классе. Основная задача этого курса: закрепить навыки записи условий задач, выделения вопроса задачи, выполнения чертежа и алгоритма решения. Вызвать интерес у детей к изучению геометрии путем изучения истории развития геометрии, геометрии геометрических фигур, алгоритма решения задач и практических работ. Также для повышения интереса проводить занятия: сказка, смотрины, инсценировка, блиц-опрос «Учитель против класса», урок-игра и т.д. Научить записывать с помощью буквенной и геометрической символики. Расширить знакомство с геометрическими фигурами и их свойствами, как они используются в практической деятельности. Пробудить желание расширить кругозор, и большая часть материала должна быть доступна.

Тематическое планирование.

5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа).

Учебно-тематический план курса

№ п/п Тема занятия Количество часов
1. История развития геометрии. 2
2. Планиметрия и стереометрия. 2
3. Виды углов. 4
4. Смежные и вертикальные углы. 5
5. Треугольник. 6
6. Окружность. 3
7. Задачи на построение. 2
8. Построение простых композиций из моделей геометрических фигур. 2
9. Знакомство с пространственными телами. 2
10. Решение содержательно-логических задач. 6
ИТОГО 34


Содержание:

1. История развития геометрии. (2 часа)

Основная цель: пробудить желание заниматься изучением геометрии.
Рассмотреть вопросы: эпоха практической геометрии; формирование теоретической геометрии; расцвет геометрии в Греции; ученые, которые занимались изучением геометрии (доклады с иллюстрацией старшеклассников).

2. Планиметрия и стереометрия. (2 часа)

Основная цель: знать школьный курс геометрии.
Дать понятие планиметрии и стереометрии. Рассмотреть примеры геометрических фигур и привить навыки их изображения.

3. Виды углов. (4 часа)

Основная цель: привить навыки решения задач по данной теме.
Дать понятие развернутого, прямого, острого и тупого углов. Привить навыки их изображения и алгоритма решения задач.

4. Смежные и вертикальные углы. (5 часов)

Основная цель: дать алгоритм решения задач по данной теме.
Дать понятие смежных и вертикальных углов, отработка навыков применения их свойств в процессе решения задач и изображения.

5. Треугольник. (6 часов)

Основная цель: расширить знания учащихся о треугольниках.
Дать понятие треугольника, его элементов, равных треугольников и его свойств, виды треугольников. Сформировать неочевидный геометрический факт при проведении практической работы о сумме углов треугольника. Привить навыки изображения и решения задач. Инсценировка стихотворения о треугольнике. Защита сказки и стихотворения о треугольнике.

6. Окружность. (3 часа)

Основная цель: систематизировать сведения об окружности.
Дать понятие окружности, круга, радиуса, диаметра, хорды, дуги, полуокружности и полукруга. Привить навыки изображения и выполнения практических работ по данной теме.

7. Задачи на построение. (2 часа)

Основная цель: построение угла, равного данному; построение биссектрисы угла; построение середины отрезка.
Дать алгоритм решения задач на построения и привить навыки его решения.

8. Построение простых композиций из моделей геометрических фигур. (2 часа)

Основная цель: взаимное расположение и форма геометрических фигур.
Творческая работа.

9. Знакомство с пространственными телами. (2 часа)

Основная цель: конструирование различных объектов и композиций.
Дать понятие шара, куба и цилиндра. Привить навыки изображения. Показать пример конструирования. Творческая работа – смотрины.

10. Решение содержательно-логических задач. (6 часов)

Основная цель: развитие воображения.
Подсчет общего числа изображений одной и той же фигуры. Ориентировка в пространстве. Выявление закономерности. Метод моделирования.

Тематическое планирование.

6 класс (1 час в неделю, всего 34 часа).

Учебно-тематический план курса

№ п/п Тема занятия Количество часов
1. Литературная страничка. 2
2. Треугольник. 5
3. Аксиомы геометрии. 2
4. Решение олимпиадных задач. 4
5. Многоугольники. 4
6. Симметрия. 3
7. Движение. 3
8. Правильные многоугольники. 3
9. Геометрия Евклида. 2
10. Решение задач на части. 6
ИТОГО 34


Содержание:

1. Литературная страничка. (2 часа)

Основная задача: повышение интереса к изучаемому разделу математики.
Дать понятие уникурсальных фигур и принцип их построения. Познакомиться с геометрией Гулливера, геометрической задачей – стихотворением, премией Дж. Филдса, биографической миниатюрой.

2. Треугольник. (5 часов)

Основная цель: расширить знания учащегося о треугольнике.
Дать понятие биссектрисы, высоты и медианы треугольника. Привить навыки их изображение. Дать понятие равнобедренного треугольника и сформировать его свойства. Дать алгоритм решения задач.

3. Аксиомы геометрии. (2 часа)

Основная цель: исходные положения.
Дать понятие аксиом геометрии. Познакомить с основными аксиомами геометрии. Наглядное их представление.

4. Решение олимпиадных задач. (4 часа)

Основная цель: подготовка к районной олимпиаде.

5. Многоугольники. (4 часа)

Основная цель: привить навыки решения задач на сумму углов выпуклого четырехугольника.
Дать понятие многоугольника и его элементов. Четырехугольник и его виды.

6. Симметрия. (3 часа)

Основная цель: связь данной темы с жизнью.
Дать понятие симметрии. Рассмотреть ее примеры. Применение новых теоретических фактов.

7. Движение. (3 часа)

Основная цель: познакомить учащихся с примерами геометрических преобразований.
Привести примеры движения.

8. Правильные многоугольники. (3 часа)

Основная цель: принцип их построения.
Дать понятие правильного многоугольника. Привить навыки их построения.

9. Геометрия Евклида. (2 часа)

Основная цель: знакомство с историей геометрии.
Лекция и доклады учащихся.

10. Решение задач на части. (6 часов)

Основная цель: определение части заштрихованной фигуры от исходной.
Закрепление навыков решения задач на части.

Литература:

1. Атанасян Л.С. «Геометрия 7-9 классов».
2. Александров А.Д. «Геометрия 8-9 классов».
3. Шейнина О.С. «Занятия школьного кружка».
4. Братусь Т.А. «Кенгуру – 2006».
5. Рабинович Е.М. «Задачи и упражнения на готовых чертежах».
6. Цукарь А.Я. «Дидактические материалы по геометрии с элементами исследования».
7. Альхова З.Н. «Проверочные работы с элементами тестирования».
8. Короткова Л.М. «Тесты. Математика».
9. Волошин И. «Тесты. Геометрия – 7».

Сайт создан в системе uCoz