Программа воспитательной работы «Воспитай Человека».


Пояснительная записка:

Классное руководство – это не работа, а образ жизни. Задача состоит в том, чтобы общение с воспитанником было наиболее насыщенным. Основа основ – сотрудничество. Должно быть меньше формализма, больше человеческого общения.
Научить ученика нельзя – он может только научиться. Нельзя его воспитать – он может только воспитаться. Организуя воспитание, нельзя не учитывать активность самого ребенка. Таким образом, сущность воспитания состоит в том, чтобы, возбуждая активность формируемой личности, вовлекать ее в положительные виды деятельности, способствовать саморазвитию личности. Самовоспитание – это деятельность человека, направленная на изменение своей личности.
Воспитание, пробуждающее к самовоспитанию, - это и есть настоящее воспитание личности. Но для этого ученик, его родители, его учителя должны приучить школьника к самоанализу, к познанию и оценке самого себя, своей деятельности, поведения, поступков и привычек. Как сказал К.Д. Ушинский: «Чтобы воспитать личность, надо знать ее во всех отношениях».
Лишь тот осознает себя полноценной личностью, кто нашел свой пут к любви и самоуважению, решению жизненных проблем.
Воспитательную работу с классом необходимо построить на основе:
1) концепции воспитательной системы государства;
2) современных принципов воспитания;
3) учета индивидуальных особенностей формирования классного коллектива;
4) учета возрастных особенностей учащихся класса;
5) учета особенностей контингента родителей учащихся класса.

I. Цель воспитания:

максимальное развитие личности; воспитание граждан, подготовленных к жизни в обновленном обществе: этически, эстетически, интеллектуально развитых, с активной социальной позицией, применяя принцип культуры – как возделывание самого себя.

II. Задачи воспитательной работы:

1) Создание условий для развития интеллектуальных, духовных и творческих способностей ученика.
2) Вовлечение учащихся в активную жизнь в социуме.
3) Научить анализировать поступки товарищей. Познать самого себя.
4) Создание условий для активного участия семьи в воспитании личности.
5) Внедрение современных технологий в воспитательный процесс.
6) Проведение всех мероприятий с культурологическим подходом.
7) Формирование культурологического кругозора.
8) Создание условий для самореализации одаренных детей.

III. Содержание направлений воспитательной работы.

1) Ученик и его семья.


Изучение условий семейного воспитания для формирования банка данных о семье. Создание благоприятной атмосферы общения в системе «учитель – ученик – родитель». Привлечение родителей к активному участию в жизни школы.

Формы:

1.Создание банка данных о ребенке:
- состав семьи и сведения о родителях;
- состояние здоровья;
- особенности характера;
- учебная деятельность;
- отношения с окружающими;
- общественно-полезная деятельность;
- занятия и увлечения.

2.Тематические классные часы:
5 – 6 классы: «Мой дом», «Откуда начинается мой род», «Боевая и трудовая слава моего рода», «Какая у нас семья», «Материнская любовь», «Папины глаза», «Детство бабушки», «Счастливые минуты моего детства», «О моих близких с любовь», «Мамины руки, нет их теплее».
7 – 8 классы: «Дорогое слово-отец», «Опыт родителей – пример для подражания», «История семьи в истории города», «Мои родители», «Красота внешняя и чистота внутренняя», «Слова благодарности и признания», «Вглядимся друг в друга повнимательнее», «Семья и двор», «Военная летопись моей семьи».
9 – 11 классы: «Семья – древо жизни», «Профессии родителей», «Отцы и дети», «Музыка и литература в семье», «Отрывной календарь войны», «Образец семьи», «Кого слушать – друзей или родителей», «Какая у нас семья», «Брак по любви», «Брак по расчету», «Предательство в любви», «Ваши жизненные ценности», «История любви моего дома».

3.Праздники:
- концерт для мам;
- «Семейный портрет»;
- «Школьная жизнь»;
- «Дорогое слово» с участие родителей.

4.Походы выходного дня (вместе с родителями):
- на лыжах – январь;
- на реку Осерт – июнь;
- на реку Дорка – сентябрь.

5. Анкетирование и рефлексия.

6. Сочинения о семье.

7. Семейный конкурс проектов: «Семейный портрет».

2) Ученик – гражданин России.


Осознание учащимися сопричастности к судьбе России. Сохранение гордости за свою страну.
а) Проявление гражданской позиции. Поиск форм трудовой деятельности. Воспитывать уважение к своему народу и его традициям.
б) Выполнение всех гражданских обязанностей.

Формы:

1. Тематические классные часы:
5 – 6 классы: «Мой родной город», «Родной язык», « Место, где я родился».
7 – 8 классы: «Родина», «Понятие соотечественника», «Традиции, нравы», «Человек в обществе», «Интернационализм», «Земля – мой дом родной», «Уроки России», «У нас на всех одна земля».
9 – 11 классы: «Пою мое Отечество», «Отрывной календарь войны», «Общество как социальная среда человека», «Национальные особенности жизни», «Духовность общества», «Ценности общественной жизни», «В гостях у правоведа», «Уроки Победы», «Конфликты и пути их разрешения», «Я гражданин».

2. Походы выходного дня:
5 – 6 классы: экскурсии по Раменскому району, в краеведческий музей г.Раменское, в Исторический государственный музей, в Гжели, в Московский Кремль.
7 – 8 классы: экскурсии в г.Бронницы, в г.Москва, в г.Коломна, в Русский усадебный музей в Кузьминках, в Оружейную палату.
9 – 11 классы: экскурсии по вечерней Москве, в г.Александров, в г.Тула, по Золотому Кольцу России, в Алмазный фонд, в Храм Христа Спасителя.

3. Встречи с интересными людьми.

4. Конференция 9 – 11 классы – «Я здесь живу».

5. Конкурс стихов о Родине.

6. Устные журналы 5 – 6 классы.

7. День России.

8. «Сохраним памятники старины».

9. Конкурс проектов по теме: «Мой родной город».

3) Ученик – образованная личность.


Воспитание в потребностях знания, гордости своей школы. Организация учебной работы. Формирование положительной мотивации учебной деятельности. Поощрять стремления к знаниям. Понятие ценности жизни: «чем больше человек знает, тем он счастливее». Изучение и развитие интеллекта учащихся. Поддержка таланта. Создание условий развития ребенка. Развитие индивидуальных творческих способностей.

Формы:

1. Класные часы на темы «Учись учиться»:
5 – 6 классы: «Как научиться учиться», «Культура умственного труда в классе и дома», «Как развивать память», «Что такое ум и как его развивать», «Как развивать свои способности», «Дисциплина мышления», «Внимание и его воспитание».
7 – 8 классы: «Школа вежливых наук», «Наши права на обязанности», «Мир моих увлечений», «О школе и о нас в школе», «Переменка», «Азбука учебного труда», «Автопортрет нашего класса», «Расскажи мне о себе», «Способы развития памяти».
9 – 11 классы: «Если я гореть не буду, если ты гореть не будешь, кто тогда развеет тьму», «Проблемы способностей», «Алгоритм изобретения», «Точность и выразительность слов», «Разум – регулятор желаний», «Самовоспитание ума», «Почему вредно «зубрить» учебный материал».

2. Классные собрания по итогам четверти.

3. Организация группы коррекции знаний и группы информации новых знаний.

4. Походы выходного дня:
5 – 6 классы: экскурсии в биологический государственный музей имени Тимирязева, в Бородинскую панораму, в Планетарий.
7 – 8 классы: экскурсии в Дарвинский государственный музей, в Политехнический музей, в Третьяковскую галерею.
9 – 11 классы: экскурсии в Литературный государственный музей, в Музей Человека, в Политехнический музей, в Третьяковскую галерею, в Государственный Музей Пушкина А.С.

5. Турниры: «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», турнир любознательных.

6. Интеллектуальный марафон.

7. Предметные недели 5 – 8 классы и вечера 9 – 11 классы.

8. Кружки по интересам, факультативы, элективные курсы.

9. Научно-исследовательская конференция 9 – 11 классы.

10. День Науки.

11. Путешествие в страну знаний 5 – 8 классы.

12. Проведение рейдов:«Твой дневник», «Двойка», «Домашнее задание», «Внешний вид».

13. Беседы о самоанализе учебной деятельности и поступков.

14. Конкурс проектов:«Право и жизнь», «Интересный факт», «Мое хобби».

15. Творческая мастерская.

16. Анкетирование и тестирование:«Изучение свойств личности и рефлексия».

17. Практикумы и диспуты:«Как изучать свои способности», «Правила счастливого человека», «Не уступайте порокам», «Контрасты», «Движение – спасение», «Достоинства человека».

18. Круглый стол 9 – 11 классы.
«Организация учебного труда».

19. Выпуск листа успеваемости и газеты «Зеркало».

20. Творческий день:
- «Под счастливой звездой»;
- «День сюрпризов»;
- «В страну тайн».

4) Ученик и его нравственность.


Создать условия для появления нравственных поступков. Развивать потребности в их совершении. Изучать нравственные традиции и создавать условия для нравственного самовоспитания.

Формы:

1. Классные часы, беседы, лекции:
5 – 6 классы: «Азбука нравственности», «Для тех, кто рядом с нами», «О братьях наших меньших», «Я хочу помочь людям», «Будьте добрыми и человечными».
7 – 8 классы: «Заповеди Нагорной проповеди», «Истинная дружба», «Жить и быть человеком».
9 – 11 классы: «Моя нравственная позиция», «Нравственное наследие», «Чем дорожу в родной школе», «Береги честь смолоду».

2. Классное собрание:
«О себе вслух и только правду».

3.Правовая игра:
«Место подростка в обществе» - 8-11 классы.

4. Диспуты:
7 – 8 классы: «Нравственные истины».
9 – 11 классы: «Поговорим о нравственных категориях».

5. Конференция:
«Гражданин и обыватель» - 9-11 классы.

6. Конкурсы сочинений:
5 – 6 классы: «Истории о красоте человека».
7 – 8 классы: «Ситуации успешного общения».
9 – 11 классы: «Мой нравственный идеал».

7. Диагностика воспитанности.

8. Конкурс проектов по теме:«Культурные традиции, их нравственная ценность».

9. Шефство над ветеранами.

10. Беседы о самосознании поступков и их профилактики, о ценности жизни.

5) Ученик и его здоровье.


Ориентация учащихся на здоровый образ жизни. Дат представление о последствиях вредных привычек путях их преодоления, мерах их профилактики. Пропагандировать валеологическую направленность уроков биологии, физкультуры, циркового и танцевального искусства, ОБЖ.

Формы:

1. Тематические классные часы, беседы, лекции:
5 – 6 классы: «Азбука здоровья», «Спортсмены и судьба», «Вредные и полезные привычки», «Занятия спортом и их последствия», «Определение здорового образа жизни», «Определение химической зависимости», «Традиции и табакокурение», «Привычки и слабости человека».
7 – 8 классы: «Гляжусь в себя, как в зеркало», «Борись серьезно с вредной привычкой», «Древность и современность рядом», «Стресс и выход из него», «Похититель рассудка», «Контроль эмоциональных состояний».
9 – 11 классы: «Скажи нет вредным привычкам», «Культура и спорт», «Горечь поражения», «Общечеловеческие ценности», «Человек в окружающем мире», «Роль силы воли в отказе», «Гарантия здоровья будущего поколения», «Болезни и этикет», «Половое самосознание».

2. Диспуты:
8 – 11 классы: «Мода, стремление изведать все, самоконтроль», «Место подростка в обществе».

3. Конкурс слоганов и выпуск стенгазет по теме:«Береги здоровье смолоду».

4. Дни здоровья.

5. Физкультминутки.

6. Спортивные соревнования.

7. Обсуждение публикаций с 8 – 11 классами.

8. Беседы:«В здоровом теле – здоровый дух».

9. Анкетирование и тестирование по предупреждению вредных привычек.

10. Обследование врачей и беседа с ними.

11. Защита проектов по теме: «Здоровый образ жизни» - 5-11 классы.

12. Изучение правил дорожного движения и техники безопасности по программе В.Э. Рублях.

13. Акции «Наркостоп» и «Отказ от курения».

6) Общение и досуг ученика.


Формировать культуру общения. Развивать умение общаться. Знакомит с традициями общения и досуга. Стимулировать активное участие в различных видах досуговой деятельности.

Формы:

1. Часы общения:
«Ситуация общения», «Конфликт и пути их решения», «Как научиться жить без конфликтов», «Еже ли вы вежливы», «Школа вежливых наук», «Этика и этикет», «Эталон поведения для своего возраста», «Способы взаимоотношений», «Пределы великодушия», «Встречаются два человека».

2. Походы выходного дня:
5 – 6 классы: цирк на проспекте Вернадского и цирк Никулина, Московский театр кукол, Страна чудес дедушки Дурова МТКЦ.
7 – 8 классы: цирк на проспекте Вернадского и цирк Никулина, Московский Государственный театр «Юного зрителя», зоопарк г.Москва, Малый Государственный Академический театр России.
9 – 11 классы: Московский театр «Современник», Молодежный Академический Российский театр. Театр Оперетты.

3. Праздники по программе:
- раскрытие темы, конкурс;
- дискотека;
- награждение.

4. Участие во всех школьных мероприятиях.

5. Беседы по культуре общения, анализу и самоанализу.

Организация работы классного руководителя.


I. Работа с учителями.


Поиск путей повышения мотивации учащихся. Организация работы индивидуального подхода к каждому ученику. Привлечение учителей к работе с родителями. Помощь педагогов учащемуся по ликвидации пробелов.

Формы:

1) проведение малых педсоветов;
2) индивидуальная работа с каждым учителем;
3) привлечение учителей к участию в родительских собраниях;
4) посещение уроков с целью изучения взаимоотношений и деятельности учащихся.

II. Работа с учениками.


Осуществление индивидуального подхода. Организация учебного процесса и учет результатов учебного труда. Развитие познавательных интересов воспитанников. Формирование личности, приобретающей в процессе развития способность самоутвердить вариант жизни, достойной Человека.

Формы:

1)Создание Совета класса по группам интереса:
- группа коррекции знаний;
- группа информации новых знаний;
- группа организации общения и досуга;
- группа организации трудовой деятельности;
- группа оформления;
- группа ориентации на здоровый образ жизни.

2)Создание банка данных о ребенке.

3)Работа с документацией.

4)Организация помощи в учебе.

5)Проведение классных часов и мероприятий.

6)Привлечение к занятиям в кружках.

7)Организация походов выходного дня.

8)Формирование мотивации учения и общения.

9)Организация общественно полезного труда.

III. Работа с родителями.


Постоянно информировать родителей о результатах учебной деятельности ученика. Обучение родителей. Привлечение родителей к работе по развитию познавательных интересов.

Формы:

1)Индивидуальная работа.

2)Родительские собрания по схеме:
- вести из класса (Совет класса);
- выступление по теме (классный руководитель);
- у нас в гостях (учитель-предметник);
- вести из печати (родители);
- анкетирование с последующей рефлексией.

Темы родительских собраний.

5 класс:
1. Личность человека как био-, психо-, социо- духовная модель.
2. Контроль и доверие.
3. Дети и компьютер.
4. Воспитание нравственных чувств.

6 класс:
1. Личностные особенности подростка.
2. Счастье, обретенное в семье.
3. Дети и деньги.
4. Правовые документы.

7 класс:
1. Человек в окружающем мире.
2. Дети и здоровье.
3. Общение в семье.
4. Откажись от вредных привычек.

8 класс:
1. Общечеловеческие ценности.
2. Мальчики и девочки.
3. Дисциплина – как основа воспитания.
4. Опыт семьи.

9 класс:
1. Мода, стремление изведать все, самоконтроль.
2. Нервны дети.
3. Конфликты с подростками.
4. Половые особенности подростков.

10 класс:
1. За порогами детства.
2. Психология юношеской дружбы.
3. Здоровый образ жизни.
4. Место подростка в обществе.

11 класс:
1. Самовоспитание личности.
2. За порогами школы.
3. Семейные конфликты.
4. Подготовка к аттестации.

3) Работа родительского актива.
4) Проведение совместных мероприятий.

Текущие дела классного руководитель:


1. Ежедневно:
- проверка присутствия ученика в школе;
- организация питания:
- индивидуальная работа.

2. Еженедельно:
- проверка дневников;
- проведение мероприятий по плану;
- работа с родителями не успешных учеников;
- работа с учителями-предметниками;
- работа с журналом.

3. Ежемесячно:
- оформление банка данных ученика;
- посещение уроков;
- встреча с родительским активом;
- консультации у школьного психолога;
- работа по плану.

4. Раз в четверть:
- оформление документации;
- сдача отчетов учебной деятельности;
- анализ воспитательной работы;
- проведение родительского собрания;
- работа по плану;
- проведение бесед с психологом школы.

Тематика мероприятий при составлении плана воспитательной работы выбирается в зависимости от особенностей и потребностей коллектива. Вся программа основывается на принципах воспитательной программы школы «Воспитание школьников», автор Н.Е. Щуркова; на школьных авторских программах: «Семья», «Здоровье», «Одаренные дети».

Литература:


1.Дереклеева Н.И. «Справочник завуча».
2.Гуткина Л.Д. «Планирование и организация воспитательной работы в школе».
3.Сгибнева Е.П. «»Родительские собрания в школе».
4.«Досуг в Москве».
5.Рублях В.Э. «Правила дорожного движения».
6.Петрухина М.А. «Внеклассные мероприятия».
7.Малюшкина А.Б. «Дела школьные».
8.Аршинова В.В. «Классные часы и беседы».
9.Журнал «Воспитание школьников».
10.Ламонова Т.В. «Утренники».
11.Давыдова М.А. «Праздник в школе».

Сайт создан в системе uCoz