Тема: «Прямоугольник»
Основные задачи:
1. Учебные: Закрепить навыки нахождения площади прямоугольника и квадрата. Повторить формулы нахождения площадей и свойства прямоугольника и квадрата.
2. Развивающие: Развитие логического мышления, анализа, при решении задач развивающего характера. Воспитание творческих способностей при решении задач.
3. Воспитательные: Воспитание интереса к предмету через нетрадиционные виды заданий, через практическую направленность урока, через межпредметные связи с ИЗО, историей, трудом.
I. Организационный момент:
1. Объявить тему и задачи урока.
Мы сегодня повторим формулы для нахождения площадей прямоугольника и квадрата, их свойства. Закрепим навыки применения этих формул.
2. Записать число и классная работа.
II. Опрос.
1.Верно ли выполнены чертежи прямоугольника и квадрата? (Чертежи на доске.)
2.Сценка о свойствах прямоугольника и квадрата.
Жили были два брата: прямоугольник с квадратом. Старший - прямоугольный вечно недовольный. Младший – квадратный, добродушный, приятный.
Начал спор старший брат: «Я важнее, чем квадрат. У меня вершин четыре.»
«У меня их тоже четыре», - отвечает квадрат.
«У меня четыре угла и все они прямые», - говорит прямоугольник.
«Без обмана перед Вами
Я с углами
Честен каждою чертой
Каждый угол мой прямой», - заговорил квадрат стихами.
«У меня четыре стороны и противоположные равны», - продолжил прямоугольник.
«Присмотритесь-ка ко мне – у меня четыре стороны и все стороны равны», - сказал квадрат.
«Брат! Но я же старше!», - не унимался прямоугольник.
«Каждый должен быть здесь рад, что на свете есть квадрат», - высказал квадрат свое мнение.
Тут же сказал квадрат нежнее: «Неизвестно, что нужнее!»
3. Что это за формулы и что обозначает каждая буква:
S = a*b, S = a*a
(плакат над доской)
III. Математический диктант:
(самопроверка с решением на доске)
Подпишите листочки, напишите номер варианта.
Сколько м2?
6га = 60000м2; 12га = 120000м2
14а = 1400м2 ; 7а = 700м2
500дм2 = 5м2; 1000дм2 = 10м2
7а 8м2 = 708м2; 15а 1м2 = 1501м2
4га 20000см2 = 40002м2; 24га 400дм2 = 240004м2
IV. Устный счет.
(фронтальный опрос)
Ребята мы с Вами были на экскурсии на Красной площади и Манежной площади.
Решите:
1. Красная площадь занимает 7га. Выразите эту величину в м2.
Решение:
7га = 70000м2
2. Манежная площадь занимает участок в 50000м2. Выразите эту величину в га.
Решение:
50000м2 = 5га
3. Средняя ширина Красной площади 140м. Длина ее на 360м больше. Найти площадь и вырази в га.
Решение:
1) 140 + 360 = 500 (м) – длина.
2) 140 * 500 = 70000 (м2) – площадь.
3) 70000м2 = 7га
4. Дан прямоугольник. Ширина равна 3дм. Длинна – на 2см больше, чем ширина. Найди площадь и периметр прямоугольника?
Решение:
1) 3дм = 30см
2) 30 + 2 = 32 (см) – длинна.
3) 30 * 32 = 960 (см2) – площадь.
4) 30 * 2 + 32 * 2 = 124 (см) – периметр.
V. Решение задач.
Сейчас мы порешаем задачи о Грановитой палате. Мама Максимовой Ольги расскажет нам о ней.
1). Исторические о Грановитой палате: (рисунок над доской)
При Иване III был построен новый Кремлевский Дворец, который состоял из отдельных зданий, соединенных переходами, внутренними дворами, крылечками. Из всех этих сооружений сохранилось только одно – Грановитая палата. На первом этаже склады и поварни. На втором Святые сени и Большая палата. Большая палата – парадный зал. Здесь царь принимал послов, заседала Дума, устраивал пиры. Большая палата имеет простую квадратную форму. Перед Большой палатой помещены Святые сени. Они очень нарядны. И через 500 лет они имеют величественный вид.
(Задача записана на доске полностью.)
а) Большая палата – квадрат со стороной 22м. Вычисли ее площадь. (Решение с объяснением.)
Решение:
S = a * a
22 * 22 = 484 (м2) – площадь Большой палаты.
б) Святые сени – прямоугольник. Длина равна 22м. Ширина – на 13м меньше, чем длина. Вычисли площадь Святых сеней. (Дано записано на доске, трое к доске.)
Решение:
1) 22 – 13 = 9 (м) – ширина.
2) 22 * 9 = 198 (м2) – площадь Святых сеней.
Дополнительно: (на листочке – задача написана на доске)
Дано: одна из сторон прямоугольника в 6 раз больше другой. S равна 600м2. Найти стороны прямоугольника?
Решение:
1) х * 6х = 600
х * х = 600/6
х * х = 100
х = 10 (м) – ширина.
2) 10 * 6 = 60 (м) – длина.
Ответ: длина равна 60 м, а ширина – 10м.
Следующая наша задача об Арсенале Кремля. Мама Варфоломеева Павла расскажет нам о нем.
2. Исторические сведения об Арсенале Кремля (рисунок над доской):
Петр I не только наладил в России изготовление современного вооружения, но и принял меры, чтобы сохранить самые интересные образцы старинного отечественного и трофейного оружия. Для их сбережения царь задумал построить специальное здание в Кремле – Арсенал. Возводили его 34 года. Величественное здание отвечало своему назначению – славить доблесть народа и силу его оружия. Арсенал имеет форму, которую никогда не придают зданиям. Она обусловлена территорией, ограниченной стенами Кремля.
Арсенал имеет форму вот такого четырехугольника: (на парте у каждого).
Как называется этот четырехугольник? (Трапеция)
Как найти его площадь? (Фронтальный опрос – ход решения.):
1) разобъем на прямоугольник и два треугольника;
2) измерим длину и ширину прямоугольника и найдем его площадь;
3) треугольники достроим до прямоугольников, измерим их длину и ширину, найдем их площадь и разделим пополам – это площадь треугольника;
4) сложим площади прямоугольника и двух треугольников.
Дома: вычислить площадь трапеции на этом листочке, подписать и сдать на следующем уроке (положите этот листочек в дневник).
VI. Практическая работа.
(возьмите чистый лист и подпишите)
Чтобы сооружение было красивым, его размеры должны соответствовать один другому. Древние русские мастера поступали так. Они строили квадрат. Проводили его диагональ, измеряли ее. Строили прямоугольник, взяв, его ширину – сторону квадрата, длину – его диагональ. Этим способом пользовались, когда чертили план Тульского Кремля.
Построим прямоугольник, используя способ древних мастеров (с помощью циркуля и линейки).
1) начертите квадрат со стороной 8см и обозначим его ABCD;
2) проведем его диагональ AC;
3) построим прямоугольник:
b = AB, a = AC (запись на доске)
Ширина равна длине квадрата, длина равна диагонали квадрата (чертим с помощью линейки и циркуля).
Проверка консультантами с каждого ряда по трафарету.
I ряд – Левша.
II ряд – Калужина.
III ряд – Симанженкова.
VII. Продолжение решения задач.
а) Как из 10 спичек составить три одинаковых квадрата?
Проверка: (плакат на доске).
Сколько правильных результатов по построению прямоугольников?
б) Как из 12 спичек составить 5 квадратов?
Проверка: (плакат на доске).
VIII. Домашнее задание:
1) Вычислить площадь трапеции.
2) Разбей квадрат 7см на квадраты (не менее 5 видов), разукрась их разными цветами.
Пример: плакат на доске.
3) Дорисуй рисунок (прямоугольник).
Пример: магнитофон (рисунок на доске).
Вам помогут при выполнении этого задания сделанные Вами аппликации.
IX. Итог:
Заключительное слово учителя:
Сегодня мы увидели, что знания о прямоугольнике и квадрате нужны в жизни. Всюду мы видим их: крышка стола, книга, тетрадь, дверь, окно, пол, доска и многое другое. Посмотрите-ка, где Ваши родители увидели прямоугольник и квадрат. Спасибо родителям за помощь.
Мы также увидели, что многие памятники истории имеют форму прямоугольника и квадрата. Берегите их и любуйтесь их красотой. С задачей урока мы справились.
Спасибо Вам!
Сайт создан в системе
uCoz